Права и обязанности граждан в сфере ОМС
1. Права и обязанности граждан в сфере обязательного медицинского страхования
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Застрахованные лица имеют право на:
- бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
- выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
- замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
- выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
- выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
- получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
- защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
- возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
2. Обязанности застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования
Застрахованные лица обязаны:
- предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
- подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
- уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
- осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
3. Порядок защиты прав застрахованных лиц
При нарушении прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, неудовлетворенности качеством оказанной медицинской помощи, либо необходимости задать интересующий вопрос по вопросам оказания медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования следует обратиться:
- к заведующему отделением, заместителю главного врача по медицинской части или руководителю медицинской организации;
- в отдел защиты прав застрахованных страховой медицинской организации (СМО), выдавшей гражданину полис обязательного медицинского страхования (адрес и номер телефона указаны на полисе ОМС);
- к представителю страховой медицинской организации в медицинских организациях, в которых есть представительства СМО;
в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (филиалы): Для личного приема по адресам: Режим работы: пн – чт: с 08.00 до 17.00, пт с 08.00 до 12.00; Для письменных обращений: www.ofoms.ru; электронная почта: com@ofoms.ru; Для устных консультаций по телефону «Горячей линии»: 8-800-100-86-02; в режиме оператора «Горячей линии» по рабочим дням : пн – чт: с 08.00 до 17.00, пт с 08.00 до 12.00, в остальное время телефон «Горячей линии» работает в режиме электронного секретаря.
- ул. Гагарина, д. 54, г. Ханты-Мансийск, Тел.: (3467) 358-669, (3467) 331-823, Электронная почта: hmaopolis@alfastrah.ru Руководитель: Директор филиала Томин Олег Александрович
- ул. Ленина, 20К1, Советский, Тел.: 8 (800) 555-10-01, E-mail: sovetskiy.oms@alfastrah.ru
Горячая линия: 8-800-555-10-01 Руководитель: Макаров Роман Александрович
- мкр. Западный, д. 5, г.Урай тел. 8-34676 - 2 - 20 -00 эл. почта uray@ofoms.ru
- в Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: по адресу: 628011, ул. Карла Маркса, 32, г. Ханты-Мансийск, сайт: dzhmao.ru электронная почта: dz@dzhmao.ru; тел. 8 (3467) 360-180 (доб. 2240).
Телефон горячей линии для консультации граждан по вопросам оказания медицинской помощи (круглосуточно): 8-800-100-86-03: консультирование граждан по вопросам здравоохранения, в том числе о доступности и качестве оказания бесплатной медицинской помощи на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.
В случае возникновения конфликтной ситуации для защиты прав застрахованного при получении медицинской помощи за пределами постоянного места жительства (пределами страхования), если обращение к руководству медицинской организации не принесло результата, следует обратиться:
- в территориальный орган управления здравоохранением;
- в территориальный фонд ОМС.